ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТЕМПЕРАТУРЫ В РЕАКТИВНОМ СОПЛЕ
Во избежание пережога двигателя температура газов перед турбиной не должна превышать определенной величины. Ввиду трудности измерения температуры перед турбиной измеряют температуру газов в реактивном сопле ТА и ограничивают ее величину определенной максимально допустимой величиной Г4доП~
Температура газов в сопле Г4 зависит от режима работы двигателя.
Теория подобия показывает, что отношение температуры 7Т к температуре на входе Тх есть функция только двух величин: приведенных оборотов ппр и приведенного расхода воздуха GB, nv>:
~ — fit1 нр> <?в. пр ).
/1
Опасность пережога может возникнуть только при больших температурах, т. е. на режимах, близких к режиму максимально допустимых оборотов птах. Но на этих режимах у всех современных двигателей с большой степенью сжатия истечение из реактивного сопла происходит на сверхкритическом режиме.
Вследствие этого Gв. пр тоже является функцией приведенных
т
оборотов. Следовательно, на этих режимах отношение — есть
Т
функция только приведенных оборотов.
В дальнейшем мы заменим истинную температуру на входе Тх температурой торможения и будем ее вычислять по формуле (5-2′):
Тла — Тн-
где V — в км/час такая замена вполне законна, ибо отношение — согласно теории подобия тоже является функцией только
приведенного числа оборотов. В соответствии с этим и приведенное число оборотов будем вычислять по формуле (17.2)
висит только от пПР. Мы можем построить эту зависимость, если в полете запишем температуру наружного воздуха Тн, скорость Vобороты п и температуру в сопле Г4, что можно сделать попутно в любом испытательном полете.
Вместо — удобнее вычислять величину ho
«а вместо япр величину
В соответствии с законом подобия
т* ___ / "шах 2_________ т1 ( "шах " -■ /~ 7*0 )___
*~Т* П )~Т°Т0[ П j •’Umax К tJ
К flmax hJ p( n 1 f p! "пр
П f Г0 V ^max f tJ ^max /
nmax г TlO /
Следовательно, величина тоже является функцией только относительных приведенных оборотов —1р—. В то же вре-
^шах
мя пользование этой величиной позволяет избежать построе-
7
ния предельных значений — 4-д-°-п- для данного двигателя. Кро-
ho ___
ме того, отношение ——р — = —-—|/ — является для задан-
^тах ^тах У ho
ного значения относительных оборотов —— функцией толь-
Лтах
ко Т1о, одинаковой для всех двигателей.
На фиг. 17.7 приведен образец полученной при эксперименте кривой зависимости Г* от А? п-Р-. Экстраполируя эту кривую
Ящах
до значения оп, получим предельное значение относитель
ных приведенных оборотов, при которых имеет место — предельное значение температуры, если фактические обороты равны nmax. При другом значении фактических оборотов п необходимо кривую экстраполировать до значения
2 __
Очевидно, наихудшие условия при заданной скорости V» по — лучатся на границе стратосферы, где Ти имеет наименьшее значение. При дальнейшем повышении высоты Тц остается неизменным, а член в скобках увеличивается. Для высоты //=11 000 лс. получим {ри = 169,4 мм рт. ст.):
Если взять, например, l/i = 350 км/час, Тн= 206,5° К (на 10° меньше стандартной температуры), получим расчетное значение температуры на входе
Т10 = 206,5 (1 + -35°2- ) = 206,5 (1 + 0,0732) = 222° К = — 51° С.
10 1Ь70 000 / v ’
7іо=Па
При этой температуре на входе температура в сопле не должна превышать Г4доп. Этой температуре соответствуют относительные приведенные обороты
Можно диаграмму_фиг. 17.7 перестроить непосредственно по температуре 7 (4о) (фиг. 17.8), если подсчитать для каж-
С такой диаграммой можно производить те же операции, с той разницей, что для предельного значения получается
непосредственно температура на входе, при которой T^=TiROU, Так, из фиг. 17.8 видно, что для испытанного двигателя при п = Яшах предельная температура торможения на входе будет —44°.
§ 5. ИСПЫТАНИЯ НА ПОМПАЖ
Помпаж у турбореактивных двигателей выражается в виде резких колебаний давления по газовоздущному тракту. На
и’ЗЩ)
фиг. 17.9 представлена типичная кривая степени сжатия в компрессоре в зависимости от приведенного расхода воздуха и приведенных оборотов (или, что то же,— осевого и окружного чисел М). Для каждого двигателя существует определенная граница устойчивости, при переходе за которую начинается помпаж. На стационарных режимах зависимость г от GB. np идет по «эксплоатационной» кривой BD, находящейся на некотором рас
стоянии от границы устойчивости. Помпаж может получиться в двух случаях: при резком движении дросселя или на больших оборотах при стационарном режиме и низкой температуре на входе.
При даче газа двигатель переходит на новый стационарный режим не по эксплоатационной кривой, а по некоторой кривой, более близкой к границе устойчивости. При умеренном темпе перемещения сектора газа (кривая BCD) помпаж не будет иметь места. При резкой даче газа (кривая BED) двигатель попадает в неустойчивую область и появятся вибрации. Испытания двигателя на переходных режимах будут рассмотрены в следующем параграфе, а сейчас рассмотрим помпаж на стационарном режиме.
Как указывалось в предыдущем параграфе, при оборотах близких к максимальным, согласно теории подобия, режим двигателя определяется только приведенными оборотами. При понижении температуры на входе приведенные обороты растут, как это показано пунктирным продолжением DA эксплоатационной кривой (см. фиг. 17.9). При достаточно низкой температуре на входе, когда продолжение эксплоатационной кривой пересечется с границей устойчивости, произойдет помпаж. Этот режим МОЖНО определить приведенными критическими оборотами Япр. кр
или, еще лучше,— числом относительных оборотов — к-, показывающим, каков запас оборотов по помпажу в процентах от максимальных оборотов.
Поэтому испытания на помпаж ведутся таким образом, чтобы определить величину /гпр. кр. Для этого летчик производит подъем на малой скорости на оборотах ятах, пока на некоторой высоте температура на входе не понизится настолько, что появятся первые признаки помпажа. Летчик обнаруживает это явление в виде отдельных срывов давления, проявляющихся внешне в виде довольно резких хлопков. Для точной регистрации характера явления необходимо в этот момент записать колебания давления за компрессором при помощи манографа. После этого летчик сбавляет обороты на 50—100—150 об/мин и продолжает подъем, пока снова не обнаружит хлопки. Таким путем будет получено несколько экспериментальных точек начала помпажа.
Обработка ведется следующим образом. На каждом режиме подсчитываются скорость Vi и температура на входе
Затем подсчитываются относительные приведенные обороты по формуле
Ятах Яшах
Можно также характеризировать режим помпажа непосредственно температурой на входе, при которой наступает помпаж при максимальных оборотах.
Зная эти величины, можно проверить, удовлетворяет ли двигатель требованиям надежной работы в РАТУ, которые устанавливаются так же, как и РАТУ для проверки опасности перегрева двигателя (см. § 4).